?

Log in

No account? Create an account
Дети и смерть - 2 - Целое больше, чем сумма частей. Восхитительно больше! [entries|archive|friends|userinfo]
budurada

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Дети и смерть - 2 [Jul. 10th, 2009|12:52 am]
budurada
[Tags|, ]


Продолжение. Начало здесь

Что происходит со взрослыми?

Взрослых, честно говоря, жалко. Они попадают под обстрел детских вопросов. Маленький ребенок спрашивает прямо: "Когда ты должен умереть?", "Сколько тебе лет? Значит, ты уже старый?" (для пятилетнего «двадцать лет» - это уже «старый», тридцать – «совсем старый»), "Во сколько лет люди умирают?" и заявляет: "Я хочу жить вечно", "Я хочу стать самым старым человеком на земле". Всё это, заметим, ребенок говорит не каким-то там идеальным взрослым в вакууме, а обычным нам – неготовым к подобным темам, отягощенным собственными страхами и переживаниями. Кроме того, взрослому обычно жалко маленькое существо, которое вынуждено осознавать свою смертность.

 

Естественное желание взрослого человека уклониться от темы ("Не думай об этом"), солгать ("Ты никогда не умрешь", "Дети никогда не умирают, только взрослые и то, когда состарятся") или ответить поверхностно. Это если взрослый вообще готов замечать вопросы и переживания ребёнка.

Как правило, даже самые честные, просвещённые и решительные родители пытаются обесценить для себя страхи ребёнка («он ни о чём таком не думает», «он страдает только из-за плохих оценок») или предлагают ему либо некую форму отрицания, либо санкционированный миф о бессмертии.

Дополнительные сложности взрослых происходят из того, что в нашей культуре нет традиционных общепринятых взглядов на смерть (в этом смысле проще религиозным людям и людям традиционных культур, в которые представления о смерти органично вписано).

 

Как же можно отвечать на вопрос о смерти, если смерть – это великая загадка, гигантский Икс?

Тут есть единственное правило – отвечать надо честно. Всё остальное зависит от представлений самого взрослого. И представления одного взрослого вряд ли сильно хуже, чем представления другого.

Общая закономерность проста: чем больше у самого взрослого проблем с восприятием смерти, собственной смерти и качества собственной жизни (умирать, как известно, больше боятся люди, недовольные тем, как они живут), тем сложнее ему говорить об этом с ребёнком, и тем больше тревоги и путаницы он транслирует ребёнку. Поэтому лучший совет, который здесь можно дать – это разберитесь с собой, будьте счастливы, осознаны, понимайте, что живёте не зря, и выработайте собственную позицию по вопросу. Если что-то понимаешь, то объяснить это другому легче, чем то, что непонятно тебе самому.

 

Как избежать травмы?

Психотерапевт Елена Лопухина любит повторять, что даже не подготовленному или очень ослабленному человеку можно и необходимо говорить правду. "Правду, только правду, но не всю правду" – добавляет она.

Что это значит в данном случае?

Что должна существовать идеальная последовательность, в которой ребёнок решает свои задачи, в темпе, соответствующем его внутренним ресурсам.

"Слишком многое, слишком рано" способно травмировать. Ребёнок грубо конфронтированный со смертью еще до того, как у него сформировались адекватные защиты, подвергается тяжелому стрессу. Тяжелый стресс, во все времена жизни являющийся неприятным событием, для маленького ребёнка чреват последствиями, выходящими за рамки временного плохого настроения. Ещё Фрейд говорил, что сильная ранняя травма наносит Эго непропорционально тяжкие и стойкие повреждения.

Что в данном случае подразумевается под сильной травмой: смерть близкого человека, родителя или фигуры его заменяющей и особенно сиблинга (брата или сестры) или другого ребёнка. О том, как подготовить ребёнка к сообщению о смерти близкого человека и смягчить для него эту тяжёлую ситуацию мы поговорим позже.

Сейчас вспомним только, что Эрма Фурман, которая провела грандиозный труд по исследованию детей, потерявших родителя, писала "конкретная информация о смерти была в определённых отношениях полезна им, а когда окружающие взрослые искажали или затуманивали факты, намеренно или бессознательно, ситуация ребёнка дополнительно осложнялась".

Встреча же ребёнка со смертью в соразмеренной дозе, при наличии необходимых ресурсов Эго и поддерживающих взрослых, которые сами способны адаптивно взаимодействовать с тревогой смерти, вырабатывает психологический иммунитет. Например, каждый ребёнок (особенно живущий в сельской местности или регулярно бывающий на природе) имеет дело со смертью – насекомых, цветов, домашних животных. Каждый ребёнок слышит разговоры о смертях известных личностей или дальних родственников и знакомых своих родителей. Эти смерти бывают источником замешательства и тревоги, и побуждают ребёнка обсуждать с родителями свои вопросы и страхи, связанные со смертью. И вот это хорошие поводы для просвещения.

(Продолжение следует…)

link