?

Log in

No account? Create an account
Дети и смерть - Целое больше, чем сумма частей. Восхитительно больше! [entries|archive|friends|userinfo]
budurada

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Дети и смерть [Jul. 10th, 2009|12:46 am]
budurada
[Tags|, ]

Некоторое (относительно долгое) время назад мы с моей напарницей по написанию целого ряда текстов Ириной Лесскис сделали несколько проектов для просветительских дистанционных курсов. В частности у нас был курс «Дети и смерть». Поскольку курс уже давно прошел, возобновляться не будет (он был разовый), следовательно, мы ни в коем случае не нанесем владельцам курсов никакого материального ущерба, а тема с просветительской точки зрения важная и интересная, то, адаптировав и существенно отредактировав этот текст, я его выкладываю в ЖЖ.

Еще раз подчеркиваю, что труд сей – наш совместный с Ириной Лесскис.                

 

   "На мой взгляд,  существует значительное несоответствие между важностью смерти для ребёнка и вниманием, уделяемым смерти в науках о детском развитии".

                                     Ирвин Ялом «Экзистенциальная психотерапия» (глава «Представления о смерти у детей»)

Трудная тема

Есть темы, говорить на которые трудно. Когда взрослые бурно обсуждают некоторые проблемы "детской психологии", то довольно часто эти обсуждения – на самом деле попытка прикоснуться к собственным проблемам, страхам, переживаниям. 

 

С другой стороны, есть собеседники, с которыми  особенно трудно представить себе обсуждение определённых сложных тем (например, измену жене совершенно не хочется обсуждать с её мамой; ухудшения фигуры – с любимым мужчиной и т.д.). Смерть – это тяжёлая тема. Дети – собеседники, с которыми особенно не хочется её обсуждать.

Кроме того, рассказать ребёнку о смерти зачастую тяжелее, чем даже о том "откуда берутся дети". Просто потому, что на самом деле никто из нас доподлинно не знает, что такое смерть. Что находится за той чертой, что происходит с человеком после того, как он умирает? Смерть – это великая и пугающая загадка, ответа на которую никто с абсолютной уверенностью дать не может (есть варианты предположительных ответов, не больше).

Есть и ещё кое-что: пожалуй, нет людей, которые бы совсем не боялись смерти (хотя мы обычно это вытесняем: предпочитаем "не думать об этом", учимся игнорировать свои страхи, собственные – взрослые – внутренние вопросы). Но есть люди способные жить с этим страхом, смотреть на него, прикасаться к нему, не разрушаясь. И есть люди не способные жить с сознанием собственной смертности, люди, которых это дезорганизует, и которые вынуждены от осознания собственной смертности убегать.

Мешают и существующие социальные стереотипы: многие взрослые придерживаются мифа, что ребенок не должен думать о смерти. И вообще не должен задумываться ни о чём "сложном", "слишком тяжёлом" и "не по возрасту" (правда, одновременно взрослые почему-то хотят, чтобы дети выросли умными, любознательными и хорошо разбирались в себе и в мире!). Однако весь собранный материал по наблюдению за детьми (как приведённый исследователями, так и наш собственный) говорит о том, что дети о смерти думают, и она их тревожит. Несмотря на то, что ребёнок до определённого возраста (4-6 лет) нередко не может выразить свои страхи и тревоги языком очевидным взрослому человеку, несмотря на то, что взрослые нередко неосознанно игнорируют детские переживания на эту тему и преуменьшают их (это очень понятно: нам трудно иметь дело с тем, что нас самих смущает и пугает, и мы предпочитаем этого не замечать), не смотря на всё это, детей вопросы смерти и собственной смертности беспокоят, пугают и вызывают размышления.

Часто позиция взрослых по вопросу "рассказывать ли детям о смерти", просвещать ли их на эту тему, звучит так "То, чего они не знают, не может повредить им". Так взрослые оправдывают своё молчание.

Однако худшее что можно делать с детским страхом или тревогой – любым детским страхом и тревогой – это игнорировать их, потому что такой подход оставляет ребёнка наедине со своими переживаниями, порождает массу жутких фантазий, которые могут оказаться (и часто оказываются) гораздо страшнее, грязнее и хуже реальности.

Это относится ко всем фактам жизни. В том числе и к смерти.

 

Ребёнок наедине с представлениями о смерти

Например, дети 4-7 лет (а иногда и старше) которые смутно представляют себе, что означает "умереть" нередко фантазируют о заточении в заколоченном гробу, представляют себя (или кого-то из родственников) под толщей земли, лежащими в могиле в течение сотен лет. Они воспринимают смерть как чудовищную метаморфозу (превращение заживо в кусок дерева), как страдания от ледяного холода, мук голода и неспособности дышать. Их часто посещают пугающие образы приведений или людей с зеленой и синей кожей.

Если дети чего-то не знают, они это придумывают. И когда узнаёшь, что именно ребёнок выдумал, то понимаешь, что лучше бы он знал правду.

Спросить у взрослых и получить ответы – это для ребёнка способ разрешить свою тревогу. У детей, испытывающих тревогу, которым не отвечают на их вопросы, тревога нередко трансформируется в страх, а то и в подлинный невроз (если взрослые своим поведением заставляли ребёнка подавлять свой страх), способный "задержаться" на всю жизнь.

Мы в этой работе исходим из того, что норма (для ребенка и вообще для человека) – это возможность контактировать со своей тревогой по поводу смерти, не разрушаясь. И взрослому очень важно помочь ребёнку обрести такой взгляд на смерть. Фактически, только взрослый тут ребёнку и может помочь.

(Продолжение следует)

link