budurada (budurada) wrote,
budurada
budurada

Categories:

Несколько мыслей о смерти

"- Думаешь, мне впервые приходится говорить с такими, как ты в подобной ситуации?

- спросил Джул. - Я делаю это каждый  день. Люси просит: не будь так строг.

Но она не знает, о чем говорит. Знаешь, я обычно говорил людям:

"Не ешьте так много, иначе помрете; не курите так много, иначе помрете;

не работайте так много, иначе помрете; не пейте так много, иначе помрете".

Никто меня не слушал. И знаешь почему? Потому что я не говорил: "Помрете немедленно".

                                                                                                   М. Пьюзо "Крёстный отец"

                  

                                                                  

"Лишь о том, что все пройдет

          Вспоминать не надо".

Песня. Из которой слова не выкинешь.

 

Продолжаю серию "Несколько мыслей для моего брата". Начало здесь http://budurada.livejournal.com/61273.html#cutid1 и здесь http://budurada.livejournal.com/61504.html#cutid1
 

 

Люди обычно не помнят, что смертны. Нет, если человека спросить напрямую "Как ты думаешь, ты умрёшь?", он без колебаний ответит "да". Но любые менее прямые напоминания о конечности жизни, задевающие скорее бессознательное, чем сознание, обычно огорчают людей или приводят в ярость.

 

 

Я привыкла.

Я привыкла, что живу на Планете Бессмертных.

 

Жителям этой планеты ни к чему думать о конечности собственной жизни. И правильно! Зачем думать о том, что не пригодится? Ведь никто из них никогда не собирается умирать! Они часов не наблюдают. И я бы первая обрадовалась, если бы не наблюдали потому, что счастливые. И заткнулась бы со своим

"memento mori". Так ведь нет. Часто далеко не счастливые. Пореже – просто-таки несчастные. И всё равно не наблюдают – ни часов, ни дней, ни даже лет. Живут, не приходя в сознанье.

 

Я совсем нередко слышу (не на сеансах –  а в бытовых разговорах, в присланных мне письмах, оставленных комментах и чужих постах в ЖЖ) жалобы на бездарно прожитые ("выкинутые на помойку", "не на то потраченные", в лучшем случае – "пролетевшие" и т.п.) периоды жизни. Хорошо, когда недели. Но чаще – всё те же годы. Слово "поздно" – одно из классического тезауруса обитателей этой планеты. "Мне поздно", "теперь уже поздно", "вот если бы на несколько лет раньше". И коронное: "для этого" (речь обычно идёт о чём-то чрезвычайно оплакиваемом и желанном) – "уже поздно". Да, и так тоже бывает. "Жизнь вообще не майский сад, где все танцуют и поют" (ц.). И бывает, что к земле пригибает такое горе или такая депрессия, что света белого вокруг себя не видишь. Порой и годами. Но бывает, что ничего не пригибает. А просто всё как-то недосуг. И, честно говоря, так бывает гораздо чаще. С одной стороны люди жалуются, что им уже целых (25, 30, 37, 42, 50) лет, что молодость (?!), а то и жизнь уже позади (?!?!), что они ничего не успевают, не сделали ничего стоящего, важного, значительного, с другой… никуда не торопятся. По-прежнему. Ощущение потраченных в пустую лет нисколько не заставляет поспешать. Когда я спрашиваю у них, что они делают сейчас для того, чтобы не сказать через год-пять "поздно" уже про нынешний кусок времени, выясняется, что… ничего. Я спрашиваю, что желанно для них сейчас?  Что они будут оплакивать через пять лет, если не начнут жить своей жизнью прямо в эту минуту? Жители Планеты Бессмертных не понимают, что такое "жить в эту минуту" – они всегда живут в своём бесконечном будущем, хотя бы на день, а лучше на год впереди.  Их любимая героиня – Скарлетт О'Хара, у которой они позаимствовали только одно правило "Я подумаю об этом завтра". Они не замечают того факта, что Скарлетт её мировоззрение не принесло счастья.

 

Если не получается полноценно проживать в завтрашнем дне, они живут хотя бы на минуту впереди: идя домой, они в душЕ своей уже открывают дверь в прихожую, открывая дверь – уже лежат в ванне, лёжа в ванне мысленно ужинают, ужиная занимаются любовью, и даже занимаясь любовью мысленно спрашивают партнёра "как тебе вчера понравилось?". Поэтому на самом деле их нет нигде: ни на улице, ни в прихожей, ни в ванне, ни в постели. Ладно-ладно, в постели допустим, есть. А всё остальное – мимо. Так и живут – от одного яркого, вовлекающего в настоящее, в реальность события до другого. В будущем.

 

Или в весьма протяжённом прошлом. Впрочем, жить в прошлом можно, даже когда тебе восемнадцать лет – секрет-то прост – главное хорошенько закрепиться мыслями и чувствами на каком-нибудь минувшем событии и не давать настоящему отвлекать тебя. Тогда всё получится! Застрянешь в прошлом, как Робинзон Крузо на своём острове. Том самом острове, где всегда прошлая пятница.

 

Если отнять у жителей Планеты Бессмертных постоянное пребывание в прошлом и будущем, они впадают в отчаяние. В настоящем им неуютно, неинтересно и непривычно. Они не знают, что в нём делать. Дунканы Маклауды из клана Вечно Бессмертных и Вечно Несчастных Маклаудов голову себе готовы отгрызть, лишь бы не прибывать в настоящем.

 

Из ответа на одно письмо:

"Люди с одной стороны утверждают, что хотят жить хорошо, а с другой, даже страдая и жалуясь, не торопятся что-то менять или хотя бы осознавать разницу между своей машинальной жизнью и той жизнью, к которой они стремятся. У нас в культуре принят едва ли не самый нелепый рецепт отношений со своими душевными проблемами: отвлечься. Ну, там в работу погрузиться или найти кого-то, кому ещё хуже и броситься ему помогать. Загрузить себя. Только бы не встретиться лицом к лицу с тем, что тревожит, и не решить проблему. Кризис минует, ощущение острого дискомфорта отодвигается на задний план. До следующего кризиса. Так люди сохраняют одни и те же внутренние (да и внешние) проблемы годами. Время – не лекарство, время - наркотик".

 

Я задаю им в ответ на их жалобы всё те же вопросы "Что ты собираешься делать сейчас, чтобы не сожалеть завтра?" или "Что ты собираешься делать сейчас, чтобы тебе стало хорошо в настоящем?". Инопланетные слова "сейчас" и "настоящее" сбивают их с толку. Ещё больше смущает только слово "делать" (вот уж во истину "пиздеть – не мешки ворочать"). Они не собираются ничего делать! Они слишком заняты. Или слишком устали. Или слишком плохо себя чувствуют – уже два-три года как. Или ещё не готовы. Правильно, они же бессмертные - "У меня да и у вас в запасе вечность, что нам потерять часок-другой".

 

Когда они жалуются мне на недовольство жизнью, а я пытаюсь напомнить им о скоротечности времени они злятся – на себя, на меня и на время, разумеется. Они перетряхивают очередные черновики своей жизни и смотрят на длинную стрелку часов как на маленькую гильотину, отрубающую голову ещё одному мгновению, которое уже не вернётся. Которое никто не даст прожить второй раз – набело.

 

Это "набело" мне так и хочется написать, переставляя одну только букву – "наебло". Да, времени это свойственно: наебать тех, кто не обращает на него внимания. Наебать – оказавшись отнюдь не вечностью. Повторюсь, к тем, кто при этом счастлив, у меня нет ни одного вопроса – они всё делают правильно! Но счастливы-то из них немногие. На Планете Бессмертных не принято думать не только о смерти. О жизни здесь тоже не принято думать.

 

Знаете, что здесь самое страшное для меня? Здесь никто не предполагает умереть, поэтому не начинает жить. Это очень понятно: использование жизни – это то, что пригодится только тому, чьё время, так или иначе, ограничено. Для остальных жизнь – лежалый товар.

 

Мой друг недоволен жизнью. Он советуется со мной, что делать. Я могу ответить ему только из своего опыта – из чьего же ещё мне ответить? Мы сидим в ресторане, и я говорю ему, что когда-то полгода постоянной конфронтации со смертью – собственной и чужой – научили меня очень и очень многому и в частности двум очень важным вещам:

 

1.Всё, что я не сделаю прямо сейчас, не будет сделано никогда.

Логика смертника? Нет, правда жизни: абсолютно любой из нас может умереть в абсолютно любую минуту. Да, в том числе и "совершенно бессмертный и неуязвимый я". Именно поэтому сделано только то, что сделано, а не то, что задумано. И именно поэтому всё, что я не сделаю прямо сейчас может быть не сделано никогда.

Но если сказать это в такой щадящей и приятной слуху форме, то тебя никто не услышит. Даже ты сам. Потому что из всей фразы запомнится только два слова "может быть". И будут переведены на язык этой Планеты. А на языке Планеты Бессмертных "может быть" означает "а может и не быть, значит торопиться некуда!". Поэтому моё знание обретает второй пласт смысла: всё, что я не сделаю прямо сейчас, не будет сделано никогда. Так как если я по каким-то причинам откладывал(а) это до сей минуты, то ничто не помешает мне откладывать это и дальше. Если я промандел это до сих пор, то что меня остановит? Только одно – сделать это прямо сейчас. Или, как говорится при фокусировке проблемы в психодраме "В кратчайшие возможные сроки".

 

Это первое.

Но есть ещё и второе:

 

2. Всё, что я сделаю прямо сейчас, будет работать на меня всю жизнь.

Даже если я ошибусь. Это всё равно будет работать на меня, в отличие от того, о чём я буду думать и представлять, что было бы, если бы… Это будет реальность, а с реальностью можно иметь дело, её можно реально изменять. Это только несбывшиеся мечты и желания – объекты непрошибаемые. Почему "прямо сейчас"?

 

Мой брат написал когда-то: "Опоздание даже на 0.1 секунды может стать роковым. Результат вашего выбора определяется, зачастую, долями секунды. Если Вы не успели - то не получите результата. Что-то получите конечно, но не то, что получили бы, начав действовать находясь на гребне желания. От того и жизнь такая бывает ... неудовлетворительная...".
Собственно, это и есть объяснение. Для меня. Мне не очень интересны интеллектуальные и рациональные аргументы: я, используя терминологию Г. Л. Олди, "вульгарный эмпирик". Мне надо чтобы работало и чтобы объясняло самую суть. Для меня эти слова её объясняют.
Мой брат же научил меня спрашивать себя "О чём я буду жалеть, если умру прямо сейчас?". Годы психотерапии не дают столько,
сколько даёт этот вопрос, если а) задавать его себе регулярно, б) считать его призывом (даже приказом) к действию. Не просто оплакать, то о чём бы я пожалел. Реализовать. Немедленно. В те самые "кратчайшие возможные сроки".

 

Часто люди говорят, что не хотят задумываться о смерти, о своих страхах и переживаниях с ней связанных из суеверного чувства.

Правильно!

Если не будешь об этом думать, то ведь тогда-то точно нипочём-нипочём не умрёшь!

 

Другие говорят, что мысли о смерти и связанных с ней чувствах вызывают только депрессию, ужас и отчаяние, а значит лучше их не допускать в сознание. На мой взгляд, контакт со смертью ничем по большому счёту не отличается от контакта с жизнью (что не удивительно – смерть – это часть жизни, а не только абсолютный её антоним): и то, и другое может подавлять, а может и стимулировать, может учить смелости и внутренней силе или обращать в бегство, может стать поводом к познанию себя или причиной для того, чтобы уж точно в себя не заглядывать. То чему мы можем научиться – у смерти ли, у жизни ли – внутри нас.
К "памяти смертной", о которой просят в молитвах христиане, я отношусь с уважением: она нередко подталкивает к осознанию жизни, помогает лучше понять свои подлинные желания и ускоряет самые разные процессы, начиная с принятия важных решений, заканчивая духовным ростом.

 

Логика смертника годится, потому что на самом деле мы все – смертники. И это страшно только в одном случае – если перед этим мы не пользовались жизнью. Если человек жил по-настоящему, ему не страшно умирать.  Смерть это отличный способ не разбазаривать себя. Мне кажется, что если бы люди не знали, что умрут, то большинство не сделало бы в жизни вообще ничего.  Она заставляет поставить вопросы, которые иначе не встали перед человеком никогда. Например, как перестать играть и начать жить?

Смерть это действительно часть жизни и часть очень важная.

Нет, мои дорогие, я не желаю вам умереть. Я желаю вам жить. Живите! Но живите по-настоящему.

 

 

Tags: На правах размышления
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author