budurada ([info]budurada) wrote,
@ 2009-07-10 00:52:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:В соавторстве, Психологическое

Дети и смерть - 2

Продолжение. Начало здесь

Что происходит со взрослыми?

Взрослых, честно говоря, жалко. Они попадают под обстрел детских вопросов. Маленький ребенок спрашивает прямо: "Когда ты должен умереть?", "Сколько тебе лет? Значит, ты уже старый?" (для пятилетнего «двадцать лет» - это уже «старый», тридцать – «совсем старый»), "Во сколько лет люди умирают?" и заявляет: "Я хочу жить вечно", "Я хочу стать самым старым человеком на земле". Всё это, заметим, ребенок говорит не каким-то там идеальным взрослым в вакууме, а обычным нам – неготовым к подобным темам, отягощенным собственными страхами и переживаниями. Кроме того, взрослому обычно жалко маленькое существо, которое вынуждено осознавать свою смертность.

 

Естественное желание взрослого человека уклониться от темы ("Не думай об этом"), солгать ("Ты никогда не умрешь", "Дети никогда не умирают, только взрослые и то, когда состарятся") или ответить поверхностно. Это если взрослый вообще готов замечать вопросы и переживания ребёнка.

Как правило, даже самые честные, просвещённые и решительные родители пытаются обесценить для себя страхи ребёнка («он ни о чём таком не думает», «он страдает только из-за плохих оценок») или предлагают ему либо некую форму отрицания, либо санкционированный миф о бессмертии.

Дополнительные сложности взрослых происходят из того, что в нашей культуре нет традиционных общепринятых взглядов на смерть (в этом смысле проще религиозным людям и людям традиционных культур, в которые представления о смерти органично вписано).

 

Как же можно отвечать на вопрос о смерти, если смерть – это великая загадка, гигантский Икс?

Тут есть единственное правило – отвечать надо честно. Всё остальное зависит от представлений самого взрослого. И представления одного взрослого вряд ли сильно хуже, чем представления другого.

Общая закономерность проста: чем больше у самого взрослого проблем с восприятием смерти, собственной смерти и качества собственной жизни (умирать, как известно, больше боятся люди, недовольные тем, как они живут), тем сложнее ему говорить об этом с ребёнком, и тем больше тревоги и путаницы он транслирует ребёнку. Поэтому лучший совет, который здесь можно дать – это разберитесь с собой, будьте счастливы, осознаны, понимайте, что живёте не зря, и выработайте собственную позицию по вопросу. Если что-то понимаешь, то объяснить это другому легче, чем то, что непонятно тебе самому.

 

Как избежать травмы?

Психотерапевт Елена Лопухина любит повторять, что даже не подготовленному или очень ослабленному человеку можно и необходимо говорить правду. "Правду, только правду, но не всю правду" – добавляет она.

Что это значит в данном случае?

Что должна существовать идеальная последовательность, в которой ребёнок решает свои задачи, в темпе, соответствующем его внутренним ресурсам.

"Слишком многое, слишком рано" способно травмировать. Ребёнок грубо конфронтированный со смертью еще до того, как у него сформировались адекватные защиты, подвергается тяжелому стрессу. Тяжелый стресс, во все времена жизни являющийся неприятным событием, для маленького ребёнка чреват последствиями, выходящими за рамки временного плохого настроения. Ещё Фрейд говорил, что сильная ранняя травма наносит Эго непропорционально тяжкие и стойкие повреждения.

Что в данном случае подразумевается под сильной травмой: смерть близкого человека, родителя или фигуры его заменяющей и особенно сиблинга (брата или сестры) или другого ребёнка. О том, как подготовить ребёнка к сообщению о смерти близкого человека и смягчить для него эту тяжёлую ситуацию мы поговорим позже.

Сейчас вспомним только, что Эрма Фурман, которая провела грандиозный труд по исследованию детей, потерявших родителя, писала "конкретная информация о смерти была в определённых отношениях полезна им, а когда окружающие взрослые искажали или затуманивали факты, намеренно или бессознательно, ситуация ребёнка дополнительно осложнялась".

Встреча же ребёнка со смертью в соразмеренной дозе, при наличии необходимых ресурсов Эго и поддерживающих взрослых, которые сами способны адаптивно взаимодействовать с тревогой смерти, вырабатывает психологический иммунитет. Например, каждый ребёнок (особенно живущий в сельской местности или регулярно бывающий на природе) имеет дело со смертью – насекомых, цветов, домашних животных. Каждый ребёнок слышит разговоры о смертях известных личностей или дальних родственников и знакомых своих родителей. Эти смерти бывают источником замешательства и тревоги, и побуждают ребёнка обсуждать с родителями свои вопросы и страхи, связанные со смертью. И вот это хорошие поводы для просвещения.

(Продолжение следует…)




(25 comments) - (Post a new comment)


[info]a_n_d_r_u_s_h_a
2009-07-09 09:19 pm UTC (link)
Удивительно, но это был один из первых вопросов у приемного 6 летнего ребенка.
Папа, ты умрешь?
А что будет потом?
А я умру? А когда?
Ответил сразу, как бы ответил взрослому, заехали на кладбище, да ещё закопали дохлую собачку ( так получилось, сдохла у ворот дома).
Тема была закрыта и более не всплывала.

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-07-10 11:09 am UTC (link)
Да, очень хорошо именно показать на некотором примере, как с собакой, а участие взрослого всегда снижает страх ребёнка и легализует процесс.

(Reply to this) (Parent)


[info]otawa
2009-07-09 11:10 pm UTC (link)
Маленькая иллюстрация про просвещение детей о смерти в традиционной культуре - см. комменты.

http://zaliaza.livejournal.com/426432.html?thread=4516288#t4516288

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-07-10 07:10 am UTC (link)
Ну, да. Это к вопросу о норме. Границы страха (так же как и границы стыда и отвращения) очень меняются, мы плохо, на самом деле отдаем себе отчем в том, насколько они меняются.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]otawa
2009-07-10 11:34 am UTC (link)
Увы, да.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]budurada
2009-07-10 11:39 am UTC (link)
Не "увы", мне кажется. Во всяком случае, не всегда "увы": они часто меняются к расширению границ, к гибкости, к увеличению возможностей. К смягчению и гуманизму, в конце концов http://budurada.livejournal.com/31521.html#cutid1
Наше отношение к детям, безумным, слабым и т.д. стало гораздо более, если не добрым, то щадящим, во многом именно благодаря изменению границ страха.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]otawa
2009-07-10 11:42 am UTC (link)
"Увы" относилось не к тому, что что-то меняется, а к тому, что мы не всегда отдаем себе отчет в том, насколько меняется. Мне кажется, что понимание масштаба изменений помогает более здраво относиться к происходящему.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]budurada
2009-07-10 12:03 pm UTC (link)
Это да. Тут Вы совершенно правы!

(Reply to this) (Parent)


[info]stefani_kokolo
2009-07-10 12:01 am UTC (link)
Душа, в смысле сознание, оно бесмертно, есть куча подвтерждений о жизни после смерти. физической смерти

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-07-10 07:12 am UTC (link)
Которые те, кто верит в полную смертность человека, трактуют как галлюцинаторные реакции умирающего мозга, приводя кучу подтверждений своей точке зрения.

Я далека от того, что спорить с кем бы то ни было на эту тему и точно ничего не пытаюсь доказать. Да и текст не об этом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]stefani_kokolo
2009-07-10 03:19 pm UTC (link)
а лично вы как к этому относитесь?
"Галюцинации" легко опровергаются, так как все видят одинаковые вещи, различаются лишь детали. вы как психолог должны (ну я надеюсь на это) слышать про опыты, когда человек в состоянии гипноза, вспоминает другие свои жизни. Сейчас запамятовал научное название сему действию, но тем не менее это факт. Или опыты совестских психологов, что вводили испытуемого в клиническую смерть и потом он рассказывал довольно забавные вещи, что вовсе не похоже на галюцинации. Или дети, которые рассказывают, что помнят себя в прошлой жизни и полностью это подвтерждают.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]budurada
2009-07-11 07:34 am UTC (link)
Мне очень сложно ответить на ваш вопрос.
У меня есть определенное духовное мировоззрение, но мне не хочется рассказывать о нем в ЖЖ; будучи человек достаточно закрытым, я не испытываю потребности делиться особенностями своей внутренней жизни. Это во-первых и в главных.

Во-вторых, я считаю, что самое важное то, как мы живём, а не то, что будет после смерти. Это глубоко вторично в некотром смысле. Но обсуждение того, действительно ли это вторично и что тогда первично - столь большая и столь многогранная тема, что мне даже браться за нее не хочется.

Ну, и в-третьих, это таки не имеет отношения к теме статьи.

(Reply to this) (Parent)


[info]silna
2009-07-10 09:13 am UTC (link)
как раз читаю сейчас "Экзистенциальную психологию" Ялома
очень показательно, насколько тема запретная - тяжело физически становится, пока про смерть читаю, после пары страниц приходится отвлекаться - на телесном уровне прям корежит и тошнит
и синхронистичность:
позавчера буквально вечером подруга жаловалась, что не знает как 5-ти летней дочери отвечать на вопросы "мама, ты когда умрешь?" и "А что потом будет со мной?"
я ей принесла книжку перниллы, и сказала, что как бы ни было самой тяжело, но надо с девочкой поговорить на эту тему
а тут и ваш пост
пошлю ей ссылки
пишите продолжение поскорее

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-07-10 11:10 am UTC (link)
"Экзистенциальная психотерапия" ИМХО лучшая книга Ялома, она у меня одна из настольных книг.

Продолжение будет буквально на днях, причем в кои веки это текст, в котором есть практические советы, что моим статьям обычно не свойственно :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lubash13
2009-07-10 09:15 pm UTC (link)
Очень ждем. дети тоже забрасывают вопросами, я пытаюсь свести все к несерьезному разговору. понимаю, что ошибаюсь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]budurada
2009-07-11 07:30 am UTC (link)
Сегодня выложу.

(Reply to this) (Parent)


[info]severock
2009-07-10 09:52 am UTC (link)
Да, мои прошли через такую пилюлю. Интересно будет узнать, что я сделал не так.

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-07-10 11:11 am UTC (link)
Интуитивно предполагаю, что Вы большую часть (если не вообще всё) сделали верно.

(Reply to this) (Parent)


[info]fischdottir
2009-07-10 09:58 am UTC (link)
Очень-очень мне по делу этот текст. То есть, настолько в кассу, что хоть работай иллюстрацией к тому, как не надо :) Я как раз посреди очередной попытки разобраться со своей детской травмой про смерть. Особенно ценно, что текст исходит от живого человека, а не "из книжки".

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-07-10 11:12 am UTC (link)
Рада, что Вам пригодилось!

(Reply to this) (Parent)


[info]vitizkaja
2009-07-10 01:47 pm UTC (link)
"умирать, как известно, больше боятся люди, недовольные тем, как они живут".
Ага. Я на примере поняла, когда мой бывший муж, загнанный и внутренне одинокий человек, запрещал слово "смерть" даже упоминать при нем.

(Reply to this)


[info]peggy_s
2009-07-10 06:24 pm UTC (link)
Cпасибо большое за текст

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-07-10 07:21 pm UTC (link)
Мне очень приятно, что Вам понравилось!

(Reply to this) (Parent)


[info]mad_kaola
2009-07-10 07:50 pm UTC (link)
Спасибо Вам за этот текст и за все предыдущие. Я попала в Ваш ЖЖ и теперь каждый вечер сижу и читаю. Очень интересно, а главное понятно или может даже наоборот: очень понятно, а главное интересно.

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-07-11 07:35 am UTC (link)
Благодарю Вас! Я рада, что Вам нравится!

(Reply to this) (Parent)


(25 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…