budurada ([info]budurada) wrote,
@ 2009-06-03 20:37:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current music:Зимовье зверей: Накануне Столетней войны
Entry tags:На правах размышления

Уже поздно?

…Узок круг моих интересов, страшно далеки они от народа…

Как-то раз ЖЖ-юзер davidych сделал мне царский подарок прямо в комментах: предложил тему для психологического размышления «Мне слишком поздно\мне слишком рано».

Грешно было не воспользоваться! Я только с силами собиралась, отписывая для Самого Гламурного Журнала Всех Времен и Народов очередные тексты из серии «Гордиться нечем, а сдавать придется».

Статьи уже в верстке, поэтому начну.

Первое размышление о личном, а остальные – не связанные с ним напрямую – более общие и психологичные.

 

 

Когда-то я – студентка психфака – ходила в мою первую психологическую группу в качестве клиента. Это был очень и очень значимый для меня момент: во-первых, людей, с которыми мы там вместе работали, я до сих пор воспринимаю как своих фронтовых товарищей, и они занимают в моем сердце совершенно особое место. Во-вторых, именно там я поняла, что такое групповая динамика, хотя речь пойдет не об этом.

Мой одногруппник, которому было тридцать лет, часто говорил мне тогда: «Я поздно начал». Имея в виду работу над собой, возможность изменений самого себя и своей жизни. У него было очень острое ощущение, что он уже многое не успел, для многого время упущено, многое слишком поздно начинать.

А мне, надо сказать, было двадцать пять. И то, что он говорил, у меня очень отзывалось. Правда, совсем по другим причинам: я-то как раз и тогда считала, что двадцать пять-тридцать-сорок лет – это цветущий возраст, и в пятьдесят много интересного еще только начинается, и сейчас остаюсь при том же мнении и даже укрепилась в нем.

Вместе с тем, я тоже нередко сожалела: вот бы раньше начать работать над собой! Не в том смысле, что лет мне много, а в том, что потраченных впустую предыдущих жалко. Иначе можно было их провести – эти годы: иначе чувствовать себя в последних классах школы – куда лучше; не продолбать то, что было продолбано из-за внутренних проблем во время учебы в предыдущем институте (да и в институт другой поступить); отношения с людьми, опять же, совсем иначе бы строились. А всё это помешали сделать внутренние проблемы, которых давно бы не было, если бы я (см. выше) начала раньше. Так я и сожалела, пока меня не шарахнуло локальным просветлением, после которого я поняла (не умом, нет – умом-то понять дело не хитрое – а как-то внутри себя, в душе своей поняла), что я ведь уже никогда _раньше_ не начну.

В смысле, я никогда не вернусь ни в свои пятнадцать, ни в свои двадцать и не смогу начать меняться в ту пору. А значит, жалеть о том, что я «начала поздно», нет никакого смысла. Каждый час, который я буду переживать по этому поводу, отойдет во власть прошлого. Каждый час, который я потрачу на то, чем хочу заниматься, – на пребывание здесь и движение вперед принадлежит мне и реальной жизни.

«Ну, на троечку открытие,» – скажете вы – «Банальное».

И будете правы.

К сожалению, мы зачастую в своей обыденной жизни и таких – банальных – открытий не делаем. И мой добрый друг (надо сказать, умнейший человек), который сожалел о том, что поздно начал… сожалеет об этом до сих пор. Причем, как вы, наверное, понимаете, с каждым годом все больше сожалеет потому, что моложе не становится и ощущение убывающих шансов, утекающей жизни у него все сильнее. Теперь уже превратившееся в воспоминания тридцатилетие кажется ему расцветом молодости, в который можно было так много успеть, если бы начать тогда.

Каждый раз, замечая, что он несчастлив, я говорю «Давай, попробуем изменить (то или это). Есть способы! Давай вместе!».

Нет, я не со всеми такая добрая, что сразу кидаюсь на помощь, как переевшие одобрина Чип и Дейл. Но этот человек – мой фронтовой товарищ. И мы с ним реальный опыт совместных изменений имеем. Тех, которыми я до сих пор на полную катушку пользуюсь с великой благодарностью. Потому что если бы не было той группы, и если бы этого конкретного человека, с которым мы вместе тонули и выплывали, то я не знаю, что было бы со мной. Тогда. И сейчас.

Мы многое там делали. Я всё взяла сполна. А он не смог. И не то чтобы за мной должок, но сделать для него что-то мне более чем хочется.  

И каждый раз он мне отвечает «Нет, мне уже поздно. Вот если бы тогда».

…Это наши с ним уроки бессилия…




(29 comments) - (Post a new comment)


[info]vikki_777
2009-06-03 04:50 pm UTC (link)
спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-06-03 07:18 pm UTC (link)
Всегда пожалуйста!

(Reply to this) (Parent)


[info]rasteehead
2009-06-03 05:11 pm UTC (link)
у меня это началось года два назад - сожаление об упущенном времени и ощущение убегающего времени. жалею что рисовать не учился, что не ездил в тот же вьетнам или китай. с другой стороны, в 1988 году предположить, что будет такая профессия, как дизайнер - мне не хватило фантазии :) и что поехать тоже можно было бы, только загран через военкомат раз, и два - сама мысль о том, что можно просто поехать за границу... я же в ссср вырос.

я никого не виню. балбесом просто был :)
а ощущения пренеприятные.

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-06-03 07:20 pm UTC (link)
Да, изменение возможностей это тоже интереснейшая тема :). Начиная от "а что разве мона было?!", заканчивая тем, как меняется мир каждые несколько лет.

(Reply to this) (Parent)


[info]tmin
2009-06-03 05:43 pm UTC (link)
про открытие на троечку - я не знаю, кто скажет.
это вы кокетничаете.
любое самостоятельное открытие очередной банальности - дело удивительное.


но "понимать" от "делать" отделяет большая куча непонятого, непонятного или слепого-неосознаваемого.

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-06-03 07:28 pm UTC (link)
А кокетничать это плохо? :)

Про "понимать" и "делать" дальше будет. Хотя и раньше уже об этом писала: http://budurada.livejournal.com/74474.html#cutid1

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tmin
2009-06-03 08:06 pm UTC (link)
разумеется.
психологи должны наставлять и поучать, тут это вам не хиханьки с хаханьками

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]budurada
2009-06-04 05:27 am UTC (link)
Вы бы хоть смайликом мою чувствительную душу успокоили :).

(Reply to this) (Parent)(Thread)

.
[info]tmin
2009-06-04 05:30 am UTC (link)
8-\

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: .
[info]budurada
2009-06-04 05:36 am UTC (link)
Это никакой не смайлик! Это Суровый и Скептический Смайл!
Но выбирать не приходится, и на том спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]laiska
2009-06-03 07:25 pm UTC (link)
;0)))

(Reply to this)


[info]oliwa
2009-06-03 07:58 pm UTC (link)
очень заинетерсовал ваш опыт, потому что у меня какая-то опротивоположная программа действует: мне все казалось, чт рано, что вот интересно куда меня заведет то или иное состояние... пока не завело так далеко, чо оно стало единственной реальностью, довольно таки печальной (в прямом ссмысле, т.к. печаль - примерно то что я чувствую). И вот на этом фоне кааак родилось чувство, что я уже упустила возможность себя изменять!... (разубедите меня пожалуйста, если это не так :) сорри что вот так прямо - но почитав ваш журнал, поняла, что помогать вы умеете - и себе и другим)

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-06-04 05:25 am UTC (link)
Не претендуя на то, что могу Вас разубедить, попробую какие-то вещи сказать:
во-первых, к сожалению, у меня мало информации о Вас и Вашей ситуации. Если почувствуете потребность, то во втором посте журнала ("Психологи") скрыты комменты, Вы можете мне туда написать или прислать личное сообщение. Мы попробуем это обсудить, без малейшей претензии на психотерапию. Только я могу очень и очень не сразу отвечать, я просто не успеваю, особенно когда пишут что-то важное, над чем надо задуматься, что надо осмыслять.
во-вторых, (это просто фантазия, так как, повторюсь, Вас я не знаю) Ваше состояние может быть про экзистенциальную вину, которая нередко проявляет себя либо как безотчетная тревога, либо как безотчетная печаль по самому себе. Я об этом буду писать в ближайшем тексте: не принимайте то, что там написано прямо на свой счёт (тем более, что в текстах обычно выбирают выпуклые, даже утрированные примеры), но может быть, что-то отзовётся, тогда можем это обсудить.
В-третьих, про "мне ещё рано" я тоже буду писать, правда, вот это ещё не знаю когда.

Знаете, я не говорю, конечно, что "всё можно изменить, всё поправимо, лишь бы работать над собой". Нет. Не всё. Есть вещи непоправимые. Но я почему-то, без всяких оснований, на чистой интуиции думаю, что это не Ваш случай.
И ещё одно: прекрасный писатель Джером Джером сказал очень знаковую для меня вещь - "Прошлое можно исправить только настоящим". Лично я всегда за то, чтобы постараться. Если я попробую и не получится, то это будет и в половину не так обидно, как если я не попробую.

(Reply to this) (Parent)


[info]budurada
2009-06-04 05:26 am UTC (link)
Я пытаюсь сказать очередную банальную вещь: приложить все усилия - это единственный рецепт, если ты хочешь быть счастливым.

(Reply to this) (Parent)


[info]interpretator
2009-06-03 09:16 pm UTC (link)
Спасибо!
Ох как актуально для меня сейчас...
Вы не возражаете, если я ссылку на этот пост размещу?

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-06-04 05:26 am UTC (link)
Рада, что Вам оказалось полезно. Конечно, не возражаю.

(Reply to this) (Parent)


[info]otawa
2009-06-03 10:10 pm UTC (link)
Я лет до 30 с регулярностью предавалась страданиям "ах, если б я раньше...", потом постепенно взгляд изменился.
Все, что случилось со мной раньше, все что я сделала или не сделала с собой раньше - это мой опыт. И я СЕЙЧАС могу вернуться мысленно в то прошлое и допрожить его, доработать, извлечь полезное и избыть болезненное. За прошедшие годы я набрала в свою копилку целую гору невзрачных камушков, и ничто не мешает мне теперь взяться и эти камушки огранить и отполировать, сделать из негодных булыжников ценные самоцветы.
Единственное прошлое, которое у нас есть - это память, а память всегда с нами, здесь и сейчас. А свое здесь и сейчас менять никогда не поздно :-)

Ах, я неудачно 10 лет назад сходила замуж! Ах, если б я тогда была умнее!... Ну так вот я теперь умнее - со своим нынешним умом и опытом я могу вернуться и... закрыть старый гештальт :-) Ведь речь по сути не об изменении себя, не о какой-то там целенаправленной шлифовке себя под идеал - а просто о том, чтобы сделать себе удобно! Просто убрать из головы больно топчущего извилины таракана. Здесь и сейчас. Просто вынуть занозу из пальца, чтобы сейчас перестало болеть.
Желающие и дальше разгуливать с занозой могут рассуждать про "поздно" - их право :-) Вот когда загнувшееся от гангрены тело отвезут в морг - тогда действительно будет поздно, а до тех пор всегда остается возможность сделать свою жизнь чуточку удобнее и комфортнее на оставшийся срок.

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-06-04 05:28 am UTC (link)
Да, согласна. То, что Вы описали, несомненно - один из действенных, продуктивных способов обходиться со своей жизнью.

(Reply to this) (Parent)


[info]dims55
2009-06-04 04:20 am UTC (link)
мне тоже почему-то жаль вашего друга... неужели так и не удалось пробиться в его проблему? ведь вы же сами писали про пред-сознание, через которое проблемы из подсознания стучатся в разум. ведь если о прошлом он сожалеет - значит может он что-то там оставил, и может из-за того же он и недореализовался и боится реализовываться из сегодня...
(извините что я слазил не в свое дело)

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-06-04 05:35 am UTC (link)
В данном конкретном случае речь скорее идет об общем подходе к жизни, а не о какой-то отдельной неразрешённой ситуации.

А если говорить вообще, то... Это только люди получили евангельское обетование "стучите и отворят вам", а наши потребности зависят от нас самих, они в зоне наших решений. И они (потребности наши) такого обетования от нас - своих господ - не получали. Этот стук может отдаваться в душе до самой смерти, мы будем глухи или научимся не замечать его.

Следующий текст из этой серии будет про экзистенциальную вину, там отчасти будет об этом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dims55
2009-06-04 07:16 am UTC (link)
О! про экзистенциальную? я как раз сегодня тоже думал на подобную тему
буду ждать.

(Reply to this) (Parent)


[info]midori_777
2009-06-04 04:53 am UTC (link)
почему-то этот Ваш пост перекликнулся с моей вечной проблемой застревания в прошлом. когда заканчиваются отношения с определенным человеком, начинаешь думать, а вот так было бы тогда лучше, а вот этого я не сделал, этого не подарил, и вот этих слов не сказал?
и в новых отношениях опять совершаешь ту же ошибку - не живешь настоящим. замкнутый круг.

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-06-04 05:37 am UTC (link)
Да, к сожалению, так часто бывает. Я тоже много об этом думаю, даже писала когда-то на похожую тему.

(Reply to this) (Parent)


[info]mar1chka
2009-06-04 06:35 am UTC (link)
Очень откликнулся Ваш пост.
Некоторое время назад были мысли "вот если понимать и знать свои проблемы немного раньше ...", но теперь пришло осознание, что все "вовремя")))

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-06-04 08:06 am UTC (link)
Да, "всё вовремя" это очень целительное переживание :).

(Reply to this) (Parent)


[info]ami_mercredire
2009-06-04 11:18 am UTC (link)
Спасибо большое. Я как раз много в последнее время над этим размышляю. И это как поощрительный хлопок по спине :) Прочитала недавно о праве каждого переживать свои личные саспенсы, и превращать их в опыт ровно столько времени, сколько на это нужно. И про то, что главное - прожить свою жизнь, и быть счастливым при этом. Тоже не бином Ньютона, но насколько лечче, если это знаешь :)

(Reply to this) (Thread)


[info]budurada
2009-06-04 03:04 pm UTC (link)
Я рада, что Вам понравилось и пригодилось!

(Reply to this) (Parent)


[info]simply_tatiana
2009-06-09 05:15 pm UTC (link)
А я тут поймала себя на радости - как замечательно, что я все-таки нашла в себе силы взять жизнь в свои руки и начала ей рулить сама. Не важно, сколько там чего упущено, главное, что есть "здесь и сейчас", которые я могу прожить так, как сама нахожу нужным, а не так, как кто-то когда-то пытался меня запрограммировать.

(Reply to this)


[info]kitsou
2009-07-16 09:03 am UTC (link)
Спасибо, в период, когда институт оказался позади, исчезло детское чувство "все еще впереди", которое возникало после окончания школы. Когда казалось, что вся жизнь у ног. И вроде все хорошо, но глядя на тех, кто уже с детства серьезно занимался разными вещами, развивал свои умения, становилось жалко прошедшего времени. Казалось, что удели я внимание какому-то одному своему увлечению, то к текущему моменту умела бы гораздо больше. Очень мерзкое чувство. Но как только начала учиться танцам, сейчас водить машину оно исчезло. Для меня важно чему-то учиться, и когда видишь какие-то результаты, то старые упущенные возможности становятся не так интересны, потому что в жизни появляются новые интересные вещи-планы-идеи. Только не знаю, не считается ли такое просто уходом от проблем?

(Reply to this)


(29 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…